Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

📅Как оплачивается простой из-за карантина на работе?

Коронавирус. Эпидемия. Пандемия! Эти страшные слова не смолкают в информационном пространстве, и это логично – здоровье, жизнь человека – одни из главнейших его ценностей. При этом профилактический, медицинский аспект этого вопроса, при всей его несомненной важности, занимает лишь часть в массе возникших проблем, за которыми тянутся другие, затрагивающие все сферы существования.

25 марта в обращении к народу президент Путин В.В. объявил неделю с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочими днями с сохранением заработанной платы. Позднее появился второй указ, продлевающий этот режим до 30 апреля включительно. Профильные ресурсы сразу же запестрили массой инструкций, как работодателю оформить и оплатить эти дни, но практически нет информации для работников – какие права у них, какой должна быть оплата труда, где и что нужно проверить, чтобы у работодателя не возникло искушения слукавить с зарплатой, наконец, куда обращаться, если закон все же нарушен. Все эти, а также многие другие вопросы рассмотрим в данном материале.

Что такое простой на работе?

Хотим сразу предупредить – легко (в плане понимания ситуации) не будет. Мы постараемся максимально упростить преподносимую информацию, но все равно придется разбираться в довольно витиеватых понятиях и формулировках. Посмотрим на ситуацию с нескольких сторон:

  • Простой на работе вообще, т.е. возможный в любой ситуации.
  • Простой, связанный непосредственно с ситуацией коронавируса.
  • Нерабочие дни по указу Президента.

Понятие простоя на работе вытекает из ч.3 ст.72.2 ТК РФ:

Простой — временная приостановка трудовой деятельности работника по любым возможным причинам. Простой может быть связан с технологическими факторами (например, поломкой оборудования или отсутствием комплектующих), с экономическими и другими обстоятельствами. Инициатором простоя может быть работник, работодатель или независимые от них причины (например, объявленный карантин из-за коронавируса).

Может ли работодатель оформить простой из-за коронавируса?

Объявленные меры по противодействию ситуации с COVID-19, а также невозможность альтернативных технологических процессов (например, перевода на дистанционную работу) могут привести к простою. Это будет случай независящий ни от работника, ни от работодателя.

Оформление простоя все равно должно соответствовать – вводиться на предприятии приказом руководителя, предоставляться работнику для ознакомления. Кроме прочего, это позволит заранее понять объем средств, которые получит работник во время простоя.

Оплачивается ли карантин по коронавирусу на работе?

Сразу скажем, и больше к этому вопросу возвращаться не будем – простой по вине работника не оплачивается (ч.3 ст.157 ТК РФ). При этом в рассматриваемом контексте и не предполагается ситуаций с виною работника.

Во всех остальных случаях время простоя должно быть оплачено. Причем в размере не меньшем чем 2/3 от средней заработанной платы в случае вины работодателя (ч.1 ст.157 ТК РФ), или не менее 2/3 от оклада / тарифной ставки, если простой произошел по независящим от работника и работодателя причинам (ч.2 ст.157 ТК РФ). Обратите пристальное внимание на два фактора:

  • Речь идет не об обязательной оплате в 2/3, а о минимальной, то есть больше оплата быть может.
  • В одном случае речь идет о средней заработанной плате, а в другом об окладе или тарифной ставке.

Это важно будет в дальнейшем, чтобы понять когда и сколько должен заплатить работодатель.

Любой простой должен быть оформлен внутренним распоряжением по предприятию, с указанием периода простоя, оплаты на это время, места нахождения работников и т.д. Ознакомление работников с таким распоряжением / приказом осуществляется под подпись.

Карантин на работе в связи с указами Путина

Начнем с важного – указы объявляют период с 30.03 до 30.04, включительно, нерабочими днями с сохранением 100% зарплаты.

Формулировка «нерабочие», а не «выходные» имеет большое значение для понимания способов оплаты. Пока просто обратим на это внимание, подробнее вернемся к вопросу ниже. В некоторых случаях разница между простоем и «вынужденными выходными» (нерабочими днями) несущественна, но иногда при оплате за этот период она имеет значение.

Следующий важный момент – длительность нерабочего периода. В своем первом обращении Президент упомянул период с 28.03 по 05.04, однако в Указе сказано о 30.03 – 03.04. Если речь идет о людях, работающих в условиях стандартной пятидневки, это значения не имеет, т.к. 28 и 29 марта, а также 4 и 5 апреля – субботы и воскресения. Но, если график работы нестандартен, надо понимать, что действуют нормы Указа, т.е. в расчет будет приниматься период с 30 марта до 3 апреля.

Аналогичная ситуация со вторым Указом, однако там начинаются «майские праздники», которые могут увеличить общий нерабочий период, но они уже являются официальными «нерабочими праздничными днями». И снова обращаем внимание на важность формулировок: «нерабочие праздничные дни» и «выходные» подпадают под действие ст.153 ТК РФ (о двойной оплате), просто «нерабочие дни» в данной статье не указаны, и оплачены по повышенным тарифам быть не должны.

Далее, далеко не на всех вообще распространяется действие Указа. Выходные не объявлены для следующих работодателей:

  • Предприятия непрерывного цикла.
  • Медицинские организации.
  • Аптеки.
  • Магазины продуктов и товаров первой необходимости (и сопутствующие им службы и организации).
  • Экстренные службы.
  • Все, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, включая ремонтные, погрузочно-разгрузочные работы и пр.

С ограничениями Указ распространяется на государственных служащих и сотрудников СМИ.

Как могут быть оформлены нерабочие дни, объявленные Президентом

Для этого внутреннее распоряжение может установить на предприятии:

  • Простой, но со 100% оплатой. Вспомним, что 2/3 от зарплаты закон объявляет минимумом, но работодатель вправе оплачивать в большем размере.
  • Выходные дни, с сохранением оплаты труда.

Для работника это не имеет первостепенного значения, т.к. выполняются два важных момента: работать не нужно, а оплата труда начисляется.

Более того, если в нарушение норм работодатель не оформит Приказ о простое (со 100% оплатой) или оплачиваемыми в полной мере выходными, эти условия все равно должны выполняться на основании Указа Президента РФ.

Как оплачивается вынужденный простой из-за коронавируса?

Наверное, это самый важный вопрос. И не только потому, что в нынешних условиях средства работникам очень нужны, но еще и потому, что «схитрить» некоторые работодатели попробуют именно в этой сфере.

Размер оплаты простоя в связи с коронавирусом

Вспоминаем, простой по вине работодателя – 2/3 от средней зарплаты, по независящим причинам – 2/3 от оклада. Может ли простой, связанный с коронавирусом, образоваться по вине работодателя? Теоретически, да. Например, работодатель мог бы предпринять определенные меры и, несмотря на COVID-19, не останавливать производство, но не сделал этого. Или мог бы перевести работников на «удаленку», но не стал.

Однако давайте посмотрим на вещи объективно. Если сам работодатель не захочет признать себя виновным в ситуации, доказать это работнику будет непросто и, скорее всего, в судебном порядке.

Тем не менее рассмотрим ситуации с двух сторон. Для начала вспомним, что такое оклад, а что такое средняя заработанная плата. Для тех работников, у кого эти параметры совпадают, проблем не будет. Для остальных:

  • Оклад. Фиксированная сумма, установленная в трудовом договоре, должностной инструкции или других нормативных актах. Оклад может не включать в себя дополнительных выплат, в т.ч. премиальных, «тринадцатых» зарплат, надбавок, сверхурочных и т.п.
  • Средняя заработанная плата (средний заработок). Это среднегодовой (или среднее за иной период) учет всех доходов, получаемых работником на предприятии. Расчет среднего заработка происходит по законодательно установленным нормам – ст.139 ТК РФ, а также Постановления Правительства РФ № 922. В очень упрощенном варианте расчет средней зарплаты выглядит как сумма всего полученного работником за период, деленное на количество рабочего времени в этот период. Так может быть получена стоимость рабочего часа, дня, а, следовательно, и общего периода простоя.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта "Юрист-консультант"
Задать вопрос
К сожалению, если возник простой по независящим причинам от сторон трудовых отношений, а ситуация с коронавирусом в большинстве случаев будет являться именно таким обстоятельством, ч.2 ст.157 ТК РФ говорит об оплате не менее 2/3 от оклада, пропорционально времени простоя. При этом действующие на данный момент нормы федерального законодательства, не требуют дополнительных компенсаций в случаях если такие выплаты будут ниже минимального размера оплаты труда, установленного регионом и/или федеральным центром.

Оплата простоя с 30 марта по 30 апреля по президентским указам

С нерабочими днями в период с 30.03 по 30.04 ситуация совершенно иная. Указами Президента четко определено 100% сохранение заработанной платы.

Важно понять, что упомянутая выше средняя заработанная плата (СЗП) и просто заработанная плата (ЗП) в данном случае синонимичные понятия. ЗП, в соответствии с определениями ст.129 ТК РФ, как раз и включает в себя все типы доходов, получаемых работником у данного работодателя. СЗП, на основании ст.139 ТК РФ и Постановления Правительства № 922, это способы подсчета ЗП для использования в начислении.

Работа в дистанционном режиме во время «президентских выходных»

Рассмотрим вопрос, должен ли работник, ранее переведенный на дистанционную работу, продолжать выполнять обязанности во время действия Указа Путина. Вспомним, что Президент объявил именно нерабочие дни, т.е. выходные. Работать в выходные, если профессия не находится в перечне исключений того же Указа, работник не должен (ст.113 ТК РФ).

Поставим вопрос по-другому: может ли такой работник продолжать выполнять свои обязанности в выходные? Может, если между ним и работодателем достигнуто соглашение об этом.

upd. 27.03.20. Появились рекомендации от Минтруда, в пункте 3 которых указано, что объявленные Президентом нерабочие дни не являются выходными или нерабочими праздничными днями, и оплачиваются в обычном (не повышенном) размере.

Обратите внимание, что Указ о нерабочих днях с 30.03 по 03.04 подразумевает перечень организаций, на которые он не распространяется. Для работников таких организаций оплата и будет производиться в обычном режиме. Остальных, для кого эти дни объявлены нерабочими, нельзя принудить исполнять свои обязанности без письменного согласия. На момент согласования, необходимо уточнять и размер вознаграждения за дистанционную работу в эти дни, и не подписывать согласие, если условия не устраивают».

Сроки выплаты зарплаты за март

Это очень интересный, и довольно непростой вопрос. Попробуем представить его в виде последовательных логических этапов:

  1. В соответствии со ст.136 ТК РФ, зарплата должна выплачиваться не реже, чем дважды в месяц.
  2. Даты выплат устанавливаются на предприятии и фиксируются в трудовом договоре, должностной инструкции и/или иных внутренних документах. Но эта дата не может отставать более чем на 15 дней от периода, за который начислена. То есть зарплата за март 2020 года должна быть выплачена до 15 апреля.
  3. Если установленная дата выплат выпадает на выходной, оплата производится накануне.

На основании этого смоделируем несколько ситуаций, на примере которых определимся с датой выплат в марте 2020 года (по ситуации на 26.03):

Даты зарплат, установленные на предприятии Пояснения Дата выплат за март 2020
1-ая половина месяца 15-17 числа текущего месяца За первую половину уже выплачено, но дата второй приходится на выходные. За вторую часть месяца должно быть выплачено до 27.03.
2-ая половина 1-5 числа следующего месяца
1-ая половина месяца 28-30(31) Оплата первой половины приходится на выходные. За вторую могут быть выплачена вовремя. За первую часть должно быть выплачено до 27.03. За вторую – в установленное время.
2-ая половина 10-15
1-ая половина месяца 20-25 Первая часть уже выплачена. Вторая может быть начислена вовремя. Изменения установленных дат выплат не нужны.
2-ая половина 10-15

С какими нарушениями может столкнуться работник при карантине?

На основании распространенных ситуаций можно предположить возможные неправомерные действия некоторых работодателей и, соответственно, права и возможности работников по их защите.

Работодатель отправляет в неоплачиваемый отпуск

Неоплачиваемый отпуск по причине вынужденного простоя не предусмотрен законодательством. Причем в судебной практике есть прецеденты, когда действия работодателя, отправившего работника в отпуск без сохранения содержания, признавались незаконными, в т.ч. и при наличии от работника соответствующего заявления.

Существует и Разъяснение Минтруда РФ № 6 (утвержденное Постановлением Минтруда №40), прямо указывающее, что отпуск «за свой счет» (без сохранения заработанной платы) по инициативе работодателя невозможен, а значит незаконен.

Работодатель заставляет работать с 30 марта по 30 апреля 2020 года

Если такое случилось — есть 3 варианта развития событий. Ознакомиться с ними вы можете в этой статье.

В обычных условиях работа в выходные дни запрещается на основании ст.113 ТК РФ. Исключения перечислены в той же статье (непредвиденные обстоятельства и пр.), и предполагают обязательное письменное согласие работника на работу в выходные.

Без согласия работник может быть привлечен только при условии предотвращения катастроф, несчастных случаев, введения чрезвычайного или военного положения и т.п.

Неоплата / задержка выплаты заработной платы

Данное нарушение может как перекликаться с предыдущими, так и быть самостоятельным. То есть речь может идти о невыплате зарплаты вообще (как при простое из-за коронавируса, так и в случае «президентских» выходных), ее неверном расчете, нарушении сроков выплат и т.д.

При этом ст.142 ТК РФ устанавливает, что при задержке выплат на срок более 15 дней, работник вправе (после письменного уведомления работодателя) перестать выполнять свои обязанности и находиться на рабочем месте. Причем ему должна быть сохранена средняя заработанная плата.

Кроме этого, ст.126 ТК РФ устанавливает возможность компенсации работнику от работодателя за задержку зарплаты в размере не менее 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от размера задолженности за каждый день просрочки.

Увольнение или сокращение кадров

Есть только несколько законных основания для увольнения в этот период. И мы их рассмотрели очень подробно в статье по ссылке. Кратко напомним основаное:

  • Заявление от работника «по собственному желанию».
  • По соглашению сторон.

Причем, если будет доказано, что любой из случаев был осуществлен с применением давления со стороны работодателя, суд вправе восстановить сотрудника на работе.

Теоретически существует вариант обоснованного сокращения штата или увольнения из-за закрытия предприятия. Но на данный момент введен мораторий на банкротства, а относительно обоснованности сокращения будет проведена полная проверка.

Куда пожаловаться на незаконное увольнение?

Надзорные органы всегда одни и те же. В первую очередь это Трудовая инспекция (ГИТ) или Прокуратура. О том, как подать жалобу и что делать во всех случаях нарушения прав, будет подробно рассказано далее.

Что грозит за незаконное увольнение во время карантина

Опять же, об ответственности за нарушение трудового законодательства будет подробно рассказано ниже. Здесь надо обратить внимание на специфическое наказание, обещанное таким работодателям за незаконное увольнение лично Председателем правительства РФ.

Напомним, что в данный период введен мораторий на различные проверки бизнеса. Если на работодателя поступит жалоба за незаконное увольнение, особенно, если речь пойдет о массовом характере этого явления, проверки этой фирмы или ИП не просто возобновятся, но и будут проведены особо тщательно с применением инспекторов Трудинспекции, Прокуратуры, Федеральной налоговой службы и др.

Ответственность работодателей за нарушения во время карантина

Уровень наказания зависит от степени правонарушений. Это может быть и административная, и уголовная ответственность, причем применяться нормы КоАП РФ могут только если нет оснований для применения положений УК РФ:

  • За сам факт нарушения трудового законодательства юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу до 50000 рублей (ч.1 ст.5.27 КоАП РФ).
  • Еще до 50000 рублей — за невыплату или неполную выплату зарплаты (ч.6 ст.5.27 КоАП).

При повторном нарушении штрафы могут быть удвоены, а на основании судебной практики штрафовать могут за каждый случай такого нарушения, т.е. за каждого работника, в отношении которого произошло нарушение.

При более длительной задержке по ЗП могут быть использованы положения ст.145.1 УК РФ. Далее будем указывать максимальные наказания по статье, подразумевая, что есть и более мягкие альтернативы – запреты, работы и т.п.:

  1. Частичная невыплата более 3-х месяцев – лишение свободы до 1 года.
  2. Полная невыплата более 2-х месяцев – до 3-х лет лишения свободы.
  3. Предыдущие условия, если последствия оказались тяжкими – до 5 лет.

При этом лицо, ранее не привлекавшийся по данной статье, может быть освобождено от уголовного преследования, если в течение 2-х месяцев полностью погасит задолженность, включая все необходимые пени, доплаты, компенсации.

Что делать, если работодатель нарушает права работника во время простоя?

Первое, что желательно предпринять, проконсультироваться с юристом по трудовому праву, чтобы определить сам факт возможности привлечения работодателя. Первая консультация у наших специалистов будет бесплатной, для чего достаточно позвонить по одному из указанных на сайте телефонов или описать свою ситуацию через форму онлайн-запроса под данной статьей.

Далее, вместе с адвокатом или самостоятельно, может быть составлено обращение в одну из организаций, защищающих права как в данном контексте, так и в целом. Это может быть:

Что именно выбрать решает сам работник, что опять же, не помешает согласовать с профильным юристом.

Ситуация с коронавирусом, и предпринимаемые в связи с ней меры, меняют привычную действительность. Однако и существующие нормы законодательства, и вводимые в оперативном режиме, дают возможность работникам защитить свои права.

Надеемся, что смогли помочь разобраться в возможных ситуациях, но, если что-то осталось неясным – вы можете задать свои вопросы нашим юристам (по телефонам или через форму онлайн-запроса) или описать в комментариях под данной статьей.

5/5 - (1 голос)
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Другие юридические услуги

Задать вопрос консультанту

Марина

15.07.2020 в 22:31

Свердловская область,работаю в цирке простым сотрудников ,сегодня 15.07.2020 работадатель нас оповещает что издан указ от 01.07.2020 о переводе работников на оплату 2/3 от оклада(до этого выплачивалась полная зарплата),карантинные меры с цирка никто не снимал,т.е работать нам не разрешили до сих пор,имеет ли право работадатель отправлять нас на 2/3 ссылаясь на указ президента 316?и тем более заставлять подписать приказ задним числом?

Дмитрий Константинович

18.07.2020 в 04:55

Марина, подписание чего-либо задним числом – незаконно. Упомянутый Вами указ, наоборот, говорит о сохранении заработанной платы. Перевести сотрудников на 2/3 работодатель может, официально объявив простой, но делать это задним числом нельзя.

Чертыковцева Ирина Александровна

17.05.2020 в 12:28

Добрый день! Помогите прояснить ситуацию .Работаю инспектором по досмотру САБ Аэропорт.Приказом директора на апрель в связи с соvid-19 объявлен простой, в приложении к приказу половину смены пофамильно указали кто с 01.04. по 15.04. работает, а кто не выходит на работу и соответственно с 16.04. по 30.04. наоборот.Оплата за время простоя 2\3 от оклада , 2 недели от оклада( 13000) и 2 недели 2\3 ,но не меньше МРОТ. З\П за апрель у всех разная от 7000 до 12000.С 1 мая по 13 мая мы находясь на простое по 6-12 часов (разрывая 24 часовую смену ) находились на рабочем месте ,но не работали. С 14.05 . -- до "особого распоряжения"все должны находиться на работе с оплатой 2\3 от оклада в связи с простоем.У нас никто не отменял рейсы и посты ,мы так же работаем.ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕ пожалуйста как нам должны оплачивать эти 2 месяца ?

Дмитрий Константинович

19.05.2020 в 09:13

Ирина Александровна, если речь о том, что простой объявлен, но работа фактически выполняется, то это явное нарушение. Если нет профсоюза, который проведет переговоры с работодателем, надо сообщать в Трудинспекцию.

Милена

15.05.2020 в 17:08

Добрый день! Ситуация такая: ИП решил заплатить за май месяц 2/3 от зп, (при этом подаёт на все возмещения по налогам и проходит по ИНН и ОКВЭД как пострадавшие организации и за 2 кв 2020 налоги платить не будет) получается зп урезает и наваривается на налогах!!!У ИП магазины в ТЦ и так как их ещё не открыли ИП ссылается на простой. Вопрос такой, ИП должен всех своих сотрудников уведомить приказом под подпись каждого сотрудника, а если сотрудники не подпишут такой приказ, чем это черевато для обоих сторон? Спасибо за ответ!

Дмитрий Константинович

17.05.2020 в 04:35

Милена, если фактически работать ИП не мог, и прибыли не получал, он может оформить простой. Другое дело, что во время действия Президентских Указов это должны были быть оплачиваемые рабочие дни. Простой оформляется приказом, с приказом ознакомляют под подпись. Не подпишите, руководитель вправе зафиксировать отказ в присутствии свидетелей, но фактически это будет означать Ваше ознакомление.

Людмила

14.05.2020 в 13:00

Добрый день! Являемся сотрудниками(санитары) ДДИ для умственно отсталых детей. Работали по сменному графику. 18 апреля позвонили и сказали не выходить в ночную смену, интернат переведён на 2 недельные смены. Сидеть дома в режиме самоизоляции. Кто-то работает теперь, а кто-то нет. За время проведённое дома на самоизоляции не заплатили ни копейки. Директор объясняет тем, что вы находитесьна выходных, а они не оплачиваются. Президентские выплаты вам не положены, тем кто отработал и работает эти 2 недели. Вообщем указ президента ему не указ!!! Правомерно ли это?! Что нам делать, так и сидеть бесплатно? Никакого приказа по интернату мы не видели, никаких бумаг не подписывали, отпуск за свой счёт не оформляли! Должен он нам платить хоть что-то или нет?!

Дмитрий Константинович

15.05.2020 в 09:46

Людмила, непростой вопрос, надо знать, как все оформлено по документам. Изменить график могли, и если в какие-то дни у Вас были выходные, то их не оплачивают, но 2 недели после 18 апреля давно прошли, Вы к работе приступали? Или после этого график снова был изменен на обычный? Сотрудники, отработавшие две недели, получили как за месяц или только половину?

Людмила

15.05.2020 в 11:19

График так и остаётся по 2 недели. Кто-то отработал, кто-то работает, но не все же разом могут отработать, а у кого-то возможности просто нет оставить семью на столь длительное время. Вчера директор написал приказ по интернету и заставляет сотрудников подписывать его задним числом (о том, что мы предупреждены, что сидим без сохранения зп). Мы не просим у него оплачивать каждый день простоя, а только те смены которые выпали из графика (у нас сменный график работы).

Карина

14.05.2020 в 06:21

Здравствуйте. Я работаю в приюте (СРЦ) для детей с круглосуточным пребыванием персонала. С 23.04. 2020 по 15.07.2020 (!) у нас ввели график работы по принципу бригад ( на 2 недели работники в количестве 6 чел. круглосуточно проживают на территории центра. ) Остальных работников перевели на удаленку, либо обязали написать заявления на очередные отпуска. По непонятной причине меня, в отличии от других работников аппарата центра, на удаленку не перевели, мотивируя это тем, что у меня ,,не будет поручений,,. Отношусь к административному сектору. Интересует вопрос, ЗАКОННО ЛИ то, что меня, в отличии моих коллег, занимающихся бумажной работой, отказались перевести на удаленку и на 2,5 месяца переводят на оплату 2/3 от оклада в 5960?

Дмитрий Константинович

14.05.2020 в 09:18

Карина, не зная всех деталей, могу рассуждать только в общих понятиях. 1. Перевод на «удаленку» совершается по взаимному согласию – работник + работодатель. Если один не согласен, дистанционной работы может не быть. 2. Что касается оплаты в 2/3 от оклада, то до 11 мая по указу президента это были оплачиваемые дни. Далее, если официально объявлен простой по инициативе работодателя, то оплачивать должны 2/3 от среднего дохода, а не от оклада. 2/3 от оклада возможно только если простой возник по причинам, не связанным ни с работодателем, ни с работником.

Артур

13.05.2020 в 16:22

Здравствуйте. Работаю вахтовым методом с 16.04. По 15.04. Но с 1.04. По 24.04 был в отпуске.мне сообщили что на работу приехать не 25.04. А 27.04 на прохождение теста на корона вирус. 27.04 я прошёл тест и результат мне сообщили 30.05. И я вышел на работу только с 1.05. За 6 дней простоя мне заплатили 2/3 от оклада. (оклад 15т,а зарплата за 15 дней 42т.) я получил 3500. А мои коллеги по работе которые приехали 16.04 на работу, сдали тест и ждали результаты от 5-8дней им за эти дни заплатили как (НОД месячные тарифные ставки с учётом надбавок) и за 5 дней простоя получилось по 10т.р В конторе я задал вопрос почему мне оплатили 2/3а другим по Н. О. Д. сказали из за того что я был в отпуске. Может ли такое быть?

Дмитрий Константинович

14.05.2020 в 09:35

Артур, оплата отпуска происходит по одному принципу, оплата простоя (официально объявленного простоя) по иному. Если отпуск и простой не пересекаются, а они у Вас не пересекаются, то каждое из начислений должно производиться по своим правилам. Более детально сказать не могу, т.к. не очень понял со сроками работа-отпуск-простой.

евгения

12.05.2020 в 12:15

надбавки при простое по независящим причинам учитываются к окладу или "голый " оклад?

Дмитрий Константинович

17.05.2020 в 05:00

Евгений, как правило, «голый», но надо смотреть, что за надбавки, как установлены, что указано в договоре. В общем, как именно формируется величина оклада.

Ирина

06.05.2020 в 01:03

Куда надо обратиться,чтобы работадель выплатил зарплату за апрель? Работаю в столовой,нам просто сказали сидеть дома без зарплаты,указ президента на них ней действует.

Дмитрий Константинович

06.05.2020 в 07:20

Ирина, существует Трудовая инспекция, куда можно сообщить и онлайн. В том числе с требованием сохранить анонимность при общении с работодателем.

Лариса

25.04.2020 в 08:07

Здравствуйте, приказом министра социальной политики нижегородской области, наш коллектив отделения дневного пребывания отправили в простой с 19 марта, с оплатой 2/3 от оклада . Мой оклад 3744 руб. Позже президент издал указы о сохранении заработной платы в нерабочие дни, но приказы министра не поменялись. Законно ли это?

Дмитрий Константинович

26.04.2020 в 07:29

Лариса, либо предприятие попадает под исключения, и тогда должно работать, либо нерабочие дни объявляются в соответствии с президентскими указами с сохранением заработанной платы. Остальное незаконно.

Алина

24.04.2020 в 23:52

Здравствуйте! Ситуация такая: до недавнего времени я работала в торговле. В связи с коронавирусом руководство нашей компании в первых числах апреля приняло решение урезать рабочие часы персоналу. На наш магазин выделили определенное количество часов, которое нужно было разделить на всех работников. Зарплата складывается из отработанных часов. Для того, чтобы сотрудники не получили по 5000 рублей, директор нашего магазина решил, якобы, на время карантина значительно уменьшить количество работающего персонала. Он выбрал сотрудников, которые будут продолжать работу, составил для них график, а остальных сотрудников отправил на длительные неоплачиваемые выходные. То есть в графике напротив фамилий "ненужных" сотрудников стояли пустые клеточки, как будто мы отдыхаем. В число "ненужных" сотрудников попала и я. С 1 апреля до 24.04 я сидела дома за свой счет. Мне удалось выбить для себя только 5 рабочих часов 21 апреля. Директор сразу дал понять, что вынужденные выходные не будут оплачены. Единственное, что посоветовал директор: уйти на больничный или уволиться и найти новую работу. От руководства компании, которое находятся в Москве, в середине апреля пришло даже "жалобное" письмо с просьбой понять и простить их за то, что им нечем платить зарплаты. А объяснили они это тем, что у магазинов упали выручки, и, соответственно, у компании больше нет средств для выплат зарплат сотрудникам. 24 апреля я была вынуждена уволиться, чтобы получить хоть какие-то деньги в конце месяца. В итоге я получила только компенсацию за не использованный отпуск и оплаты 5 часов, которые я выбила. Вопрос: являются ли подобные вынужденные выходные простоем в работе и подлежат ли они оплате? Как мне быть в моей ситуации?

Дмитрий Константинович

26.04.2020 в 07:35

Алина, 1. Простой должен объявляться приказом по предприятию, и подлежит оплате по своим правилам. Но оплата должна быть. 2. Отправить в отпуск без сохранения заработанной платы можно только при Вашем письменном согласии. Любой другое вариант нарушает закон. 3. Предположить, что магазинам в сложившейся ситуации непросто – можно, сейчас всем тяжело. Но это не повод нарушать закон. К тому же правительство предоставило инструмент по льготному кредитованию как раз на выплаты заработанных плат. Чтобы сохранить занятость. Не использование этого инструмента по субъективным причинам не должно влиять на Ваши права.

Елена Волохова

23.04.2020 в 16:25

Из-за эпидемии коронавируса резко сократились рейсы и пассажиропоток по междугородним маршрутам как платить водителям в пассажирском предприятии (ООО)

Анна

19.04.2020 в 11:44

Здравствуйте.Правомерно ли применен простой по причинам,не зависящим от сторон с оплатой 2/3 от оклада для медицинских работников, которые работают по совместительству в других медицинских организациях на основании приказа министра здравоохранения о введении запрета на осуществление медицинской деятельности на условиях совместительства в период коронавирусной инфекции. Если это правомерно, нужно ли извещать службу занятости о простое. Спасибо.

Дмитрий Константинович

20.04.2020 в 08:18

Анна, поясните, пожалуйста. Введен запрет на совместительство, и на этом основании медиков, в условиях нынешних эпидемиологических обстоятельств, отправили в простой на основной работе?

Алия

17.04.2020 в 01:23

Здравствуйте!организация в которой я работаю в марте 27 обьявил о ликвидации магазина дал под роспись,копию не получили так как обьявили карантин с 28 марта по сегодняшней день .выплат за март месяц не было аванс 10 числа.после чего обьявил о простое магазина с 6.04 на неопределённый срок .заработную плату за март месяц который мы отработали и остальные месяца (2/3 от откладка сказал выплатит только после возобновления работы,ссылаясь на то что стоит в очереди на кредит .какие могут быть действия со стороны сотрудников?

Ирина

16.04.2020 в 18:07

Являюсь сотрудником ПАО Детский мир расположенного в торгово - развлекательном центре. С 30 марта из-за угрозы распространения короновируса, распоряжением руководителя региона, все торговые центра на территорие республики закрыты. Руководство ПАО Детский мир уведомило нас об объявление простоя по причине не зависящей от работодателя и работника, и оплачивать простой в размере 2/3 тарифной ставки(должностного оклада). Мой оклад составляет 5000 рублей. Правомерны ли действия работодателя в данной сложившейся ситуации?

Дмитрий Константинович

17.04.2020 в 11:55

Ирина, по ст.157 ТК РФ – это именно 2/3 от оклада. Другой разговор, насколько правомерно устанавливать оклад меньше МРОТ – статья 133.1 ТК РФ (кроме прочего) не разрешает устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Конечно, у работодателей есть некоторые способы фиксировать общий доход (оклад+премия+доп выплаты и пр.), предъявляя его как основной, но это надо тщательно проверять. Кроме этого, выяснить насколько правомочно вообще отправлять работников в простой, имея в виду президентские указы. Мой совет – обратитесь с Трудовую инспекцию, пусть проверят.

Ренат

16.04.2020 в 14:12

Здравствуйте, прошу уточнить. Не до конца понятно деление простоя по типам - в чем отличии простоя по короновирусу и простоя по указу президента? К примеру, как и многие, я до 30.04 не работаю, при этом возможности выполнять работу дистацинно нет ни у меня ни у моих коллег по всей организации. Наша организация также не включена в перечень системообразующих предприятий. спасибо за ответ

Дмитрий Константинович

05.05.2020 в 08:11

Ренат, детали могут очень серьезно варьироваться, но в целом – в том, что дни объявлены нерабочими с сохранением зарплаты, а значит объявить простой работодатель может только по «своей вине», то есть с выплатой 2/3 не от оклада, а от среднего дохода.

Михаил

08.04.2020 в 14:18

С 30 марта по 3 апреля были выходные, но наш работодатель решил, что его производство непрерывное и заставил всех работать. Я помощник бухгалтера и без меня производство вполне обошлось, поэтому я и не вышел на работу как велел президент. Теперь меня увольняют за нарушение трудовой дисциплины. Как доказать, что директор нарушил закон, и чтобы он меня не уволил?

Юрист Консультант

08.04.2020 в 15:20

Чтобы разобраться в конкретном деле, нужно знать все нюансы. По тому, что Вы рассказали судить сложно, и я могу лишь предположить варианты: 1. «Работодатель решил, что его производство непрерывное». Если это его решение, и на самом деле предприятие не входит в исключения по указам (или местным нормам с 30.04), которые должны работать, то он нарушил правила, и может быть наказан, а Вы, соответственно, не должны быть уволены. 2. Предприятие действительно имеет непрерывное производство, а значит могло работать в указанный период. В этом случае именно руководство определяет какой штат им нужен. Если было принято решение, что Вы должны работать, а Вы этого не сделали, это может быть признано нарушением. Что, на мой взгляд, Вам лучше всего сделать сейчас. Грамотно провести переговоры с работодателем. Выясните все детали, и, если окажется, что Вы неправы, извинитесь, скажите, что напутали. Можете аккуратно намекнуть, что за увольнение могут быть назначены проверки (если Вы пожалуетесь в ГИТ), что вряд ли нужно директору. Только будьте предельно осторожны, чтобы Ваши действия не имели признаков вымогательства, что является уголовно наказуемым деянием. Лучше доверьте проведение переговоров профессиональному юристу.

Юлия

08.04.2020 в 14:16

Мы гуляем как и все до 30 апреля, а потом нам сказали выходить на работу, потому что долго гуляли и теперь майских праздников не будет. Смена у нас бюджетная, то есть пятидневная. Субботы и воскресения и праздники всегда были выходными. Можно ли мне не работать?

Юрист Консультант

08.04.2020 в 15:10

Честно сказать, я не очень люблю такие прямолинейные вопросы, как «можно ли мне не работать?». Словно это я должен давать Вам разрешение. Это не так. Все Ваши права закреплены законодательно, законы устанавливают и рамки действия Вашего работодателя. В Вашей ситуации есть: 1. Статья 112 ТК РФ, устанавливающая, кроме прочего, что 1 и 9 мая являются нерабочими праздничными днями. 2. Статья 113 ТК РФ гласит, что работа в нерабочие праздничные дни возможна исключительно по Вашему письменному согласию. 3. Статья 153 ТК РФ устанавливает двойную оплаты за работы в такие дни (при наличии альтернативы: одинарная оплата + выходной, но, опять же, только по Вашему согласию). В связи с этим работать в праздники Вы не должны, если сами не дадите на это письменного согласия (разумеется, при согласии работодателя), а если согласитесь, то работа должна быть оплачена по повышенному тарифу. Никакие предшествующие нерабочие дни или другие условия не изменяют действия федерального законодательства, если это не предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами, чего на данный момент не было.

Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68